Без лица. О чем рассказывают образы в картинах Бруно Шульца

Мнения

журналист, продюсер фильма «Слово Праведника» Маргарита Яковлева

В Киеве презентовали результаты pre-production полнометражного фильма «Мессия, или Полтора города», посвященного творчеству писателя и художника из Дрогобыча Бруно Шульца. Он стал одним из высоких гениев европейской литературы, которого сравнивают с Францом Кафкой.

Самое страшное произведение Франца Кафки называется «Америка». Это роман о молодом мальчике из Европы, которого родители отправляют в США. Приехав в Нью Йорк, он сначала попадает в немилость к принявшим его родственникам. Мальчика выгоняют на улицу, где сразу же грабят, потом он чудом устраивается на работу в дорогой отель и становится прислугой откровенных мошенников, которые угрожают его жизни.

В самом конце герой в толпе таких, как он сам, бедолаг садится в поезд и едет, а в это время нагнетается чувство отчаяния. На этом роман заканчивается. Читателю очевидно, что поезд везет героя к гибели. Зная историю XX века и перечитывая этот роман, волосы становятся дыбом.

Фото: Jewish Museum Berlin

Фото: Jewish Museum Berlin

Франц Кафка умер за 15 лет до Холокоста, но в Америке он пишет, словно о судьбах всех еврейских детей, которых сначала выставили на улицу, потом ограбили, потом заставили работать в ужасных местах, а в конце посадили в поезда, и вы знаете, куда привезли.

Бруно Шульц из Дрогобыча, которого часто сравнивают с Кафкой, погиб во время карательной акции. Он работал на офицера гестапо Феликса Ландау – разрисовывал стены в детских комнатах его дома сказочными историями. Он был предупрежден о том, что 19 ноября в Дрогобыче будет проходить карательная акция, и все равно вышел на улицу.

Один из пророческих мотивов в творчестве Шульца — трансформация лиц, когда героям нужна только половина лица, на которую сейчас смотрят. Для фильма «Мессия» нарисована анимация по мотивам произведений Шульца: люди ходят по городу и теряют лица.

В Еврейском музее в Берлине есть инсталляция выдающегося израильского скульптора Менаше Кадишмана «Опавшие листья». Это более 10 тыс. разложенных по полу в несколько слоев стальных листов в форме человеческих лиц с глазами и открытыми ртами. Посетителям предлагают пройтись по ним. И делать это бесшумно невозможно. Автор говорил, что, ходя по ним, люди возвращают себе голос.

Фото: Jewish Museum Berlin

Фото: Jewish Museum Berlin

Образ трансформации лиц взывает к высокой еврейской мистике как предчувствия чего то рокового. על הפנים, что на иврите означает «на лице», можно описать и словом «катастрофа», которым назван Холокост. Также в еврейской мистике можно найти истории о том, что наши души никогда не умирают и много раз возвращаются в этот мир, что дарит надежду.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

У меня коронавирус Мнения

У меня коронавирус

Виктория Козлова
Виктория Козлова
совладелица fashion-ретейлера One Group
Память о катастрофе. Чему украинцы могут научиться у евреев Мнения

Память о катастрофе. Чему украинцы могут научиться у евреев

Маргарита Яковлева
Маргарита Яковлева
журналист, продюсер фильма «Слово Праведника»
Каким будет Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» Украина

Каким будет Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр»