Саудовская «Дакария». Легендарное ралли меняет прописку

Обзоры

Издатель и главный редактор коллекционного автомобильного альманаха Premiumcar Иван Веснин о новом маршруте Dakar

Великие публичные мероприятия часто становятся таким сильным брендом, что приобретают «экстерриториальность» — остаются сверхпопулярными даже при радикальный смене локации. Так было со многими легендарными фестивалями, то же самое происходит и с грандиозным автомарафоном Dakar.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Возникло ралли в 1979-м как результат тогдашней ностальгии французского общества по покорению Африки, так сказать, «повторной колонизации», на сей раз культурно-туристическим способом. 30 лет ралли-марафон проходил по Черному континенту: стартовал в Париже и финишировал преимущественно в Дакаре, знойной столице Сенегала.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Из капризной авантюры детей французов, эвакуированных в 1950-60-х из африканских колоний, «Дакар» молниеносно перерос в колоссальное социальное событие, а вскоре и в масштабное коммерческое предприятие. Уже в середине 80-х участвовать в ралли рвались крупнейшие автомобильные концерны со всего света.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Страдать в жестких условиях безжалостного пробега тянулись сотни знаменитостей шоу-бизнеса и политики, включая сына Маргарет Тэтчер, тогдашнего премьер-министра Великобритании. Количество участников на пике достигало тысячи экипажей, причем 95% из них были «индивидуалы» — любители, идущие на немалый риск за свои собственные сбережения.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Немало энтузиастов покоряли «Дакар» на последние деньги, а иногда даже брали кредит. В то же время слава гонки была такова, что даже самые безнадежные аутсайдеры на буквально самодельной технике (сотни участников строили багги «на коленке»), не имевшие шансов закончить даже пару этапов, все равно умудрялись находить себе спонсоров.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Параллельно ажиотажу фанатов-частников в песках Сахары закапывались сотни миллионов долларов большого автобизнеса: вписать свое имя в анналы победителей безумного трехнедельного «Ада в пустыне» мечтали самые известные автомобильные бренды. В зените славы «Дакара» его выигрывали Mercedes и Porsche, Range Rover и BMW, не говоря уже о многолетнем титаническом противостоянии «лягушатников» Peugeot и Citroen c «самураями» в лице Nissan и Mitsubishi. Последняя на победах в «Париж — Дакар» построила свое коммерческое реноме. Развал СССР дал новый импульс «Дакару» — в марафон устремилось великое множество экипажей и производителей как из постсоветских стран, так и экс-социалистических наций.

Фото: Toyota

Фото: Toyota

Особо глубокомысленная аналитика верит в то, что именно зерна «картинки Dakar», годами транслируемой на многомиллиардную телеаудиторию земного шара, позже дали «всходы» в виде нынешнего всемирного бума на внедорожники/кроссоверы/SUV.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

«Великое ежегодное помешательство в Сахаре» так бы и продолжалось во веки веков, если бы ... не поднявший голову исламский терроризм. Еще с начала 90-х караван «Дакара» регулярно нес человеческие потери от нападений исламистов по пути следования гонки в африканских странах. Но это были единичные инциденты, организаторы боролись с ними постоянной сменой маршрута и заигрыванием с бедуинами — под видом благотворительных программ задабривались местные племенные предводители.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Однако накануне юбилейного 30-го ралли в 2008-м «Аль-Каида» выдвинула «Дакару» ультиматум, пригрозив уничтожить всю колонну в Мавритании. Террористам было несложно мобилизовать местные пустынные племена, живущие в абсолютной нищете, на борьбу с «бесящимися от жира толстосумами западного мира».

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Оргкомитет «Дакара» воспринял угрозу столь серьезно, что просто отменил гонку. В последний момент, когда уже все участники съехались на старт в Лиссабон. Больше в «родную Сахару», которая своими неземными пейзажами и сделала мировую «картинку» Dakar, решили не возвращаться. «Дакар» распрощался с континентом, который дал рождение этой затее.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

На помощь пришла Латинская Америка. С 2009-го Аргентина, Чили, Перу и Боливия наперебой боролись за право проводить раскрученное европейское «столпотворение». В целом по ту сторону Атлантики новая жизнь «Дакара» была благополучной и беззаботной. Но также и безынтересной.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Как ни старались организаторы разнообразить трассу, включая в нее разнообразные природные красоты Южной Америки, все-таки это были чужеродные пейзажи для ралли, в чьем имени навсегда и безнадежно осталась Африка. Однообразная пампа, каменистая саванна и лишь чуть-чуть, как «сладкое на десерт», — фрагменты родных для ДНК гонки песков.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

«Староверы» марафона из года в год плакались, что, мол, «пуповина «Дакара» — это бесконечные дюны до горизонта». К их мнению, возможно, и не прислушивались бы, но… За свое «латиноамериканское» десятилетие мероприятие капитально растеряло некогда астрономическую популярность.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Южноамериканская публика не принимала «чужеродный» Dakar за близкое для себя явление, а родная матушка-Европа его основательно подзабыла. Величайшее автомобильное состязание планеты стало выдыхаться, спонсорские бюджеты таяли, охват телетрансляций сократился в разы. Нужна была «новая кровь»: новые регионы, новые деньги.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

А тут как раз «владелица» несметных живописных пустынь, столь схожих с африканскими, могущественная Саудовская Аравия решила инвестировать огромный процент своих нефтяных доходов в раскрутку себя как «туристического направления». Пазл сошелся.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Устроители «Дакара» подписали с принцем королевства дорогущий контракт, согласно которому в ближайшие пять лет (с правом пролонгации до десяти) ралли-марафон пропишется исключительно на просторах Аравийского полуострова. Почти 8000-километровый пробег пропетляет по всему периметру Саудовской Аравии. Уже 42-й по счету «Дакар» в 2020-м стартовал в Джидде и, побывав в столице Эр-Рияде, финиширует 17 января в Киддии, «городе развлечений».

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Конечно, сейчас Dakar уже безнадежно далек от своей вселенской популярности 80-90-х годов прошлого века, а его продолжительность сократилась от былых трех с лишним недель до 12 дней. Массовость (а в дебютной аравийской гонке-2020 стартовал 351 экипаж) по-прежнему обеспечивают французские участники. И хотя территориально ралли уже давно далеко-далеко от Парижа, но многие в Пятой республике все еще воспринимают это событие как национальную институцию.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Страсть французских гонщиков олдскульная. Как и на заре «Дакара», почти все они – любители: статисты, участвующие за свои деньги. Качество же протагонистов пелотона обеспечивают международные автоконцерны.

Фото: Toyota

Фото: Toyota

Борьба за главный трофей неизбежно пройдет между двумя заводскими командами — MINI и Toyota. Последняя в 2019-м одержала свою первую в истории победу на «Дакаре», и теперь японцы рвутся доказать, что их успех не был случайностью (о чем все-таки твердят злые языки). Ну, а для MINI «дакарское» участие — своего рода неизбежность. Пусть даже с маркетинговой точки зрения «мажорский» имидж марки не очень вяжется с первопроходческим «мужицким» статусом Dakar, но...

Фото: BMW Group

Фото: BMW Group

Немецкая семья Квандт, владеющая концерном BMW Group, — это исторические фанаты «Дакара», он для них как религия. Поэтому одна из марок их консорциума непременно должна ехать здесь. И хотя поговаривали, что с появлением внедорожника Rolls-Royce Cullinan мюнхенский гигант сенсационно заведет в «Дакар» свой роскошный британский бренд, пока что в песках «отдувается» другой «англичанин от BMW».

Фото: BMW Group

Фото: BMW Group

Его новейшие боевые машины не имеют ничего общего с серийными «Мини»: это огромные заднеприводные багги — считай, один мотор на голой раме. Только снаружи эти болиды как-то изображают из себя дизайн MINI с помощью бутафории минималистских кузовных панелей.

Фото: Toyota

Фото: Toyota

В этом смысле «оружие» Toyota куда ближе к повседневным моделям — пикап Hi-Lux, конечно, это тоже гоночный монстр, сделанный только для ралли. Но все же он внешне максимально похож на одноименный серийный грузовичок.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Свой несколько «негламурный» имидж команда Toyota поспешила отполировать звездным лидером: знаменитый испанец Фернандо Алонсо, двукратный чемпион мира Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана», попытается добавить в свой послужной список еще и «глыбу» победы в «Дакаре». MINI же в плане суперзвезд отвечает своим предводителем — Стефаном Петеранселем, абсолютным рекордсменом гонки, который пробует выиграть уже свой 14-й Dakar.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

В категории мастодонтов — сверхмощных гоночных грузовиков очумевшей внешности — постоянный доминант Kamaz столкнулся с неожиданной конкуренцией своих «младших братьев» белорусов из заводской команды минского МАЗа.

Фото: Dakar

Фото: Dakar

Да, «Дакар» переехал на новый континент, зажил на новые финансы, но расклад сил в спортивной сфере остался прежним. Главное сейчас, чтобы Саудовская Аравия смогла обеспечить безопасность этого гигантского мероприятия. Последние невеселые события в стране заставляют невольно поволноваться и за «Дакар». Однако он тем больше нужен саудитам, чтобы показать всему миру свою открытость современным трендам, свою расположенность к «западным забавам» и свою способность гарантировать их беззаботность. Как говорится, и оплатить, и защитить.

Фото: Dakar

Фото: Dakar


Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Самый маленький «Гранд». BMW догоняет Mercedes в узкой нише Обзоры

Самый маленький «Гранд». BMW догоняет Mercedes в узкой нише

GLEдиатор гламура. Новое обличье культового Mercedes GLE Coupe Обзоры

GLEдиатор гламура. Новое обличье культового Mercedes GLE Coupe

Сони не работают в Sony. Легенда бытовой техники представила электромобиль Обзоры

Сони не работают в Sony. Легенда бытовой техники представила электромобиль