Leon-триллер. Драматическое будущее SEAT

Обзоры

Издатель и главный редактор коллекционного автомобильного альманаха Premiumcar Иван Веснин о новинках авторынка

Фото: SEAT

Фото: SEAT

35 лет назад некогда институция испанской промышленности, автомобильная марка SEAT, перешла в собственность немецкого концерна Volkswagen. Заметьте, что тогда, в середине 80-х, это был совсем не сегодняшний VW, обогащенный кучей легендарных VIP‑брендов, превративших за последние 20 лет своим звездным сиянием сам бренд «Народного автомобиля» в нешуточно престижную марку. Немцы отчаянно искали, с кем бы «из слабых, но гордых» породниться, дабы «отмыться» от становившегося тупиковым имиджа «фирмы одной модели Golf».

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Сегодня любой аналитик открыто скажет, что «испанка» была ненужной Вольфсбургу даже тогда, когда будущий монстр VW шатался, стоя на перепутье. А уж в последующие десятилетия SEAT стабильно оставался тем самым «чемоданом без ручки». На все эти уже давно не подлежащие подсчету миллиарды, которые «Фольксваген» закачал в своего испанского «воспитуемого», можно было бы накормить каждого голодающего ребенка Африки в трехзвездочном ресторане Guide Michelin.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Сейчас, когда VW профинансировал для SEAT целую гамму классных современных кроссоверов, дела в Барселоне вроде бы куда веселее — в 2019-м испанский бренд сбыл рекордные 592 тыс. машин. Однако «осадочек остается»: прогресс и прирост продаж SEAT даются ценой огромных вливаний материнской компании. Что это значит? Испанский филиал по-прежнему, несмотря на победные реляции о растущих объемах, плетется в хвосте «Королевства VW» по боготворимому немцами показателю – прибыльности.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Событием №1 текущей недели в автомобильном мире стала презентация новейшей, четвертого поколения, самой популярной модели SEAT – стильного Leon. Это кормилец компании: за 20 лет существования «Леона» продано 2,1 млн штук. И очередное поколение произвело сильный эффект. Описывать техническую сторону новинки не слишком целесообразно – «под одеждой» это практически клон нового VW Golf VIII. Однако в дизайне немецкие хозяева не постеснялись выпустить на волю латинскую экспрессию.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

New Leon действительно один из самых ярких автомобилей этого в целом неприметного сегмента компактных семейных хэтчбеков. Пару десятилетий назад VW рвался сделать из SEAT «испанский аналог Alfa Romeo». Однако сегодня такой ориентир вряд ли возбудил бы Вольфсбург, ибо знаменитый итальянский бренд в коммерческом смысле почти при смерти. Но именно своим умышленным эпатажем и органичной средиземноморской раскованностью новый Leon как раз собрат красавице «Альфе».

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Но этот праздник на «улице SEAT» — лишь камуфляж тех глубинных вихрей враждебных, что веют над судьбой гордости Испании. Невысокая рентабельность – лишь подспудный повод для обиды боссов VW на своего южного подшефного. В конце концов, немецкий логистический талант давно оптимизировал участие SEAT в жизнедеятельности гигантского концерна.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Простаивающие ранее мощности испанских заводов «утилизированы» для производства моделей других марок группы, включая несколько Audi. В то же время сборка некоторых машин самого SEAT переброшена в цеха VW Group вне Испании — там, где были излишки площадей. Например, самый крупный внедорожник SEAT Tarraco очутился на историческом (открытом еще Гитлером) головном конвейере Volkswagen в Вольфсбурге. То есть «щупальца» VW технически вполне успешно «засосали» SEAT в свои недра. Но все не так просто.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Остается нерешенной сильнейшая составляющая германского максимализма – ментальная: успех (Der Erfolg )! Именно этот термин, ставший диктатом Volkswagen в нынешнем веке, никак не ассоциируется у немецкого менеджмента с SEAT. Испанцы могут сколько угодно продать машин, но в Вольфсбурге над статусом SEAT все равно витает тень неудачи. И это больше всего бесит максималистов-стратегов VW Group.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

План «перезагрузки лузера» уже разработан. Разумеется, никто закрывать или продавать испанский актив не собирается. Его просто подвергнут реинкарнации. Выделены огромные средства для создания на базе мощностей и коллектива SEAT его Premium-двойника – бренда CUPRA. Таким именем еще в 90-е назывались особо доведенные, «заряженные» спортивные версии серийных моделей SEAT.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Среди массы европейских автомобильных энтузиастов варианты CUPRA заслужили солидный авторитет. Даже бродила поговорка — дескать, вот если бы все «СЕАТы» были такими удачными, как CUPRA. Volkswagen прислушался к молве — теперь CUPRA выделена в совершенно отдельный бренд и, как это обожает «дядюшка Фольксваген», получит позиционирование Premium. Вместо «испанской Alfa Romeo» на сей раз делают «испанскую Audi».

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Нещадно льются миллиардные инвестиции — для СUPRA спешно создают целую гамму абсолютно оригинальных моделей. Для ускорения дебюта CUPRA в 2018-м под его новорожденным логотипом все же выпустили несколько видоизмененные обычные «СЕАТы» (кроссовер Ateca и прежнее поколение Leon). Но уже в ближайшие годы лейбл CUPRA засияет палитрой уникальных моделей.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Первенцем уже в нынешнем году станет красивейший кроссовер Formentor. Потом у CUPRA появится ряд модных «экологически любезных» электромобилей, с одной стороны, а с другой – бравых отвязанных спорткаров. Разумеется, всех их построят на основе успешных серийных машин VW, но под эксцентричными «иберийскими» нарядами. Дорогой дизайн и богемная богатая отделка салона обеспечат соответствие «святому Premium».

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Возникает дилемма: «Хорошо, немцы ценой громадных вложений сделают себе «с нуля» еще один премиальный бренд. А что, собственно, будет с SEAT? Куда его, нелюбимого бедолагу?» Ветерана испанских мучений ждет инквизиция. Вольфсбург ничего не заявляет официально, выжидая несколько лет – как пойдет «зачатие CUPRA». Но в кулуарных беседах подколодные топ-менеджеры VW не скрывают: если продажи нового элитного, но недорогого бренда полетят на ура, то через несколько лет прибыльные и целесообразные модели SEAT переведут на «фамилию CUPRA», попутно удорожив их отделку и ценники. А многострадальный SEAT, по всей вероятности, станет историей.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Мало кто из автомобилистов будет оплакивать эту потерю — все-таки, несмотря на все старания «немецких учителей», за многие годы под логотипом SEAT было произведено предостаточно «четырехколесного мусора». Также не факт, что от такой сложнейшей дорогущей пертурбации по «замене бренда» концерн VW в итоге заработает больше, чем если бы оставил SEAT в его нынешнем виде — как сказали бы римляне, as per se.

Фото: SEAT

Фото: SEAT

Однако Вольфсбург может себе позволить такой «чувственный каприз»: оплатить перерождение набившего оскомину бренда-парии в марку, которую шефы VW Group будут любить. Любовь – это тоже параметр мировоззрения корпоративного бизнеса. Тем более, когда перфекционизм швабской Die Liebe так неистово жаждет в качестве одной из «любимых жен» не порочащую немецкую репутацию идеальную AMOR.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Автоновости: концепт-кар Ruf Rodeo – продолжение в серии Обзоры

Автоновости: концепт-кар Ruf Rodeo – продолжение в серии

Год новинок. Самые ожидаемые авто 2020-го Обзоры

Год новинок. Самые ожидаемые авто 2020-го

5 пятых элементов. Самые значимые автомобили 2019-го Техно

5 пятых элементов. Самые значимые автомобили 2019-го